Легальное определение агентского договора содержится в ст. 1005 ГК РФ. Он относится к числу консенсуальных, взаимных и возмездных соглашений. Предусматриваются две стороны сделки, одна из которых обязуется действовать в интересах другой. Она и становится агентом, а другая именуется принципиалом. Может быть выбрана одна из двух моделей построения отношений — по договорам поручения или комиссии.
Первый вариант подразумевает, что агент действует от имени своего принципиала, а в тех сделках, которые совершаются и в которых он принимает участие, у него нет непосредственного материального интереса. Во втором случае агент выступает от своего имени, но уведомляя третьи стороны о том, в чьих интересах он осуществляет свою деятельность. Такой сценарий допускает материальную заинтересованность агента, гонорар которого может увеличиваться в силу увеличения выгоды принципиала.
В обоих случаях агентский договор сохраняет свою юридическую самостоятельность. В каких бы сделках не участвовал агент — он остаётся только агентом, ограниченным в возможностях принятия решений теми обязательствами, которые возникают у него в момент заключения договора с принципиалом.
Правовая сущность агентского договора
По своей сути агентский договор ближе к договору оказания услуг, а его природа делает предмет договора посредническими услугами. В п. 1 ст. 1005 ГК РФ указано что агент вправе совершать для своего принципиала юридические и иные действия. Это означает, что он может убеждать кого-либо, проверять готовность чего-либо и условия выполнения различных договоров, обращаться к экспертам, анализировать и распространять информацию. Другими словами, действовать так, как будто бы он является принципиалом, но не имея при этом его материальных интересов. При этом его действия могут быть и физическими, но в таких случаях они носят вспомогательный характер. Так, если юридическая фирма нашла какие-то документы, которые требуют изучения, её сотрудники могут доставить их принципиалу. От этого агент не становится службой доставки, а действие выполняется им в рамках исполнения всё того же агентского договора.
Поведение агента не может быть направленным в ущерб интересам принципиала. К примеру, если по агентскому договору кто-то должен продать квартиру, то он обязан установить среднюю рыночную цену и стремиться к тому, чтобы сделка купли-продажи была совершена так, чтобы любые скидки не выходили за её пределы. Уже сам факт того, что квартира будет продана по цене ниже рыночной, если такое случится, станет основанием полагать, что агент и покупатель вступили в сговор и совершают правонарушение. В случае же, если это будет доказано, то суд может признать сделку недействительной на основании ст. 179 ГК РФ. Актуальным станет п. 2 этой статьи, который приравнивает к обману утаивание каких-то обстоятельств, а сделки, совершенные под влиянием обмана, суды признают недействительными.
Экономические последствия сделок относятся только к принципиалу. Поэтому важно подбирать только тех агентов, которым принципиалы полностью доверяют, и правильно заключать с ними договоры.
Законодательство не выдвигает никаких требований к составлению агентских договоров, поэтому они заключаются по общим правилам, регулирующим все договорные отношения в РФ. Очевидно, что в договоре должны быть оговорены — субъект, предмет и условия, расписаны обязанности и ответственность сторон, способы решения споров, если они возникнут. Немаловажное значение имеют и сроки его действия, которые могут быть привязанными к наступлению каких-то событий. Важной особенностью агентского договора является его длящийся, по сравнению с поручением и комиссией, характер. Он обязательно должен быть составлен так, чтобы было видно, что он имеет временные границы. К примеру, формула «продавай, покуда не продашь» указывает на наличие чёткого временного промежутка. А формула «попробуй продать, если не получится, то и не продавай» содержит слишком туманные указания на характер отношений между лицами и обязанности того, кто будет продавать не только к его действиям, но и ко времени, в которое договорённость будет актуальной.
Всё это имеет определённое значение, поскольку форма договора может быть не только письменной, но и устной. Но это не означает, что все люди, которых попросили что-то сделать, а они сделали в интересах просящего, выступали в качестве агентов в юридическом смысле. Признаками устного договора этого вида являются — возмездность и чёткость в указании характера посредничества и его целей.
Подавляющее большинство агентских договоров составляется в письменной форме. Чаще всего стороны заключают соглашения так, что они носят постоянный характер, не связанный с выполнением разовых поручений. К примеру, литературные агенты становятся посредниками между писателями и издательствами, берут на себя обязанности не только в менеджменте редактирования произведений и их издании, но и в выходе на прилавки книжных магазинов. Они же организуют встречи с читателями и участие литераторов в различных конференциях. И это может длиться постоянно, пока писателя и его агента всё устраивает.
Деятельность некоторых агентов носит специализированный характер и может затрагивать общественные и государственные интересы. В таких случаях она регламентируется специальным законодательством. Оно же указывает и на обязательные аспекты, которые должны найти своё отражение в договорах. Примером является деятельность морского агента, которая отражена в Кодексе мореплавания.
Содержание типового агентского договора
Обычно договор начинается с указания места заключения соглашения и того, кто является его субъектами — данные об агенте и принципиале. После этого следует пункт о том, что принципиал поручает, а агент берёт на себя обязанности действовать от его имени и за его счет. Последнее не является агентским вознаграждением, а относится к области представительских расходов, и именно таким образом и отражается в бухгалтерской документации.
Важным обстоятельством является указание того, у какой из сторон возникают права и обязанности по всем тем сделкам, которые будут заключены агентом в силу исполнения им своих обязанностей по агентскому договору. Обычно пишут, что они возникают у принципиала. Вполне возможно, что такая краткая формулировка имеет свои объяснения, но здесь же не лишним будет отметить и ограничения. К примеру, указать на то, что в случае, если это не будет нарушать права принципиала и противоречить его материальным интересам.
В разделе, описывающим права и обязанности сторон, просто перечисляются основные виды посреднических услуг, которые может совершать по поручению принципиала его агент. К примеру, заключать сделки купли-продажи или осуществлять представительство интересов в судебных инстанциях. Список видов деятельности ничем не ограничен. В него можно добавить и различные аналитические или физические действия.
Каждая сторона вправе указать и на то, что должна совершить другая в момент расторжения договора. Не лишним будет закрепить обязанность агента вернуть в определённый срок все те доверенности, которые были выданы ему в ходе исполнения им своих договорных обязательств.
В разделе вознаграждения агента указывается конкретная сумма, которую он получит за оказание своих услуг, порядок расчетов и способ перечисления. Договор может заключаться бессрочно, тогда нужно указать, какую сумму и в какой период обязуется перечислять принципиал. Сразу за этими условиями следует раздел об отчётах агента, а его особенности зависят от природы задач, которые ставит принципиал своему агенту. Оплата и отчётность могут быть тесно связанными между собой. Принципиал вправе привязать оплату услуг агента не только к тому, что он сделал, а ещё и к тому, как он отчитался о проделанной работе.
Все другие разделы договора являются стандартными для юридического делового оборота в РФ. Важность здесь имеет в первую очередь то, как принципиал намерен прекратить отношения с агентом, если сочтёт нужным это сделать. Договорное право РФ не накладывает на принципиалов серьёзных ограничений, потому что по своей сути деятельность агента ближе к оказанию услуг. Будет лучше для всех, чтобы на момент расторжения договора стороны не остались бы должными друг другу какие-то материальные средства. Поэтому традиции делового оборота требуют, чтобы при расторжении агентского договора принципиал расплатился бы с агентом за то, что тот уже выполнил для него. В самом же документе это отражается пунктом о том, что принципиал оставляет за собой право прекратить отношения в любой момент, отправив при том соответствующее письменное уведомление.
Юридические и экономические последствия заключения агентского договора и одно из определений ВС РФ
Одним из самых весомых дел, связанных со ст. 1005 ГК РФ и агентским договором и дошедших до ВС РФ, было дело о претензиях ЗАО «Компания «ТрансТелеКом» к ЗАО «Билайн Сервис». Суды нескольких инстанций согласились с доводами истца, который доказывал, что одно из структурных отделений «Билайн» оказало принципиалу некачественные услуги связи. В «Билайн» считали, что права добиваться пересмотра их решений компании даёт существенная сумма, в размере 4702176 рублей 38 копеек, а также требование уплатить ещё и проценты за пользование чужих денежных средств на сумму долга с момента вступления судебного акта в законную силу до его фактического исполнения в порядке ст. 395 ГК РФ. Но на исход дела это повлиять не смогло.
Все суды удовлетворяли исковые требования, руководствуясь при этом положениями ст. ст. 307, 309, 310, 1005, 1006 ГК РФ и исходили из наличия относимых и допустимых доказательств. Важно, что между юрлицами был заключен именно агентский договор, который делал ответчика агентом. И именно некачественное выполнение агентом услуг в области связи и сделало возможным изначальный иск. Юристам «Билайн» не удалось доказать важность того обстоятельства, что ещё не наступил срок уплаты взысканных с ответчика платежей и того, что суды не предоставили сторонам возможность заключения мирового соглашения. Всё это было в определении ВС РФ было названо обстоятельствами, которые не подтверждают существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход дела. В силу этого ЗАО «Билайн Сервис» было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение коллегией ВС РФ.